«Чё так дорого?» — с определенной периодичностью это слышит каждый фотограф. Такие вопросы почему-то редко задают адвокатам, репетиторам, артистам. А вот когда речь идет об оплате труда человека с камерой, то заказчики очень часто недоумевают, откуда такие цены за фотоуслуги — ведь фотограф просто нажимает на кнопочку. И получается как в тех мемах про «Ожидание и Реальность».
Я не знаю как обстоит ситуация за рубежом, но у нас еще с советского прошлого вопросы оплаты творческого труда были крайне «неудобны» и для человека, говорящего о деньгах, было придумано много уничижительных слов, типа рвач, шкура, хапуга. А из фотографов самыми жадными всегда почему-то считали свадебщиков, причем даже некоторые коллеги по цеху.
Так дорого или недорого? Из чего складывается себестоимость одного кадра?
1. Техника для съемки и обработки
Это только кажется, что для создания кадра нужен лишь фотоаппарат. На самом деле рабочий комплект любого фотографа состоит из массы вещей. Конечно, он может значительно отличаться у свадебного и тревел-фотографа, или например, у школьного фотографа и пейзажиста. Но в любом комплекте будут обязательны эти вещи:
- Фотоаппарат (но чаще всего у фотографов и камера не одна, и сменная оптика в наличии под разные задачи).
- Ноутбук или стационарный компьютер (счастлив тот, кто может позволить себе и то, и другое — это намного расширяет возможности работы).
- Карты памяти (одной даже на 124 Гб не хватит — это точно!).
- Жесткие диски для хранения архива (их целесообразность даже не обсуждается).
- Фильтры (минимум один УФ и более по необходимости)
Ну, а далее идут уже вариации в виде вспышек, штативов, зонтов, стоек, запасных аккумов и зарядного устройства для них, сумок, рюкзаков/слингов и еще куча всяких мелочей типа, груши, карандаша для стекол, силиконовой бленды, чехла от дождя, графического планшета и так далее и тому подобное в зависимости от специализации фотографа.
2. Рабочее место
Вот честно, не знаю я таких фотографов, которые работают лежа на диване. А значит нужны, как минимум стол и удобное кресло, так как сидеть порой приходится очень долго.
3. Программное обеспечение и интернет
Да, можно, конечно, снимать и в стол, но если тебя нет в Сети, то про тебя никто и не узнает. Современные реалии дали фотографу возможность сэкономить на программах для обработки фотографий, о которых раньше профессионалу раньше даже говорить было неловко. Ну и сюда же можно добавить траты на электроэнергию.
4. Амортизация оборудования
Даже если не думать о повышении класса своей фотографической техники, то все со временем устаревает или может сломаться, а значит необходимо иметь финансовую подушку, как минимум, для починки и, как максимум, для замены оборудования. Для этого необходимо откладывать определенную сумму каждый месяц на «черный фотографический день» или просто на модернизацию фотопарка.
3. Транспорт
Я могу представить, чтобы стрит-фотограф или даже репортажник поехал на съемку на автобусе, но чтобы это сделал школьный или свадебный фотограф — ну никак не получается. Значит надо брать в расчет содержание собственного авто или оплату такси.
4. Время
Самый ценный и самый неценимый ресурс. На что уходит время?
- Общение с заказчиками. Это подчас занимает больше времени, чем сама съемка.
- Сортировка кадров. Это самое нелюбимое большинством фотографов действие, забирающее уйму времени.
- Обработка. В зависимости от целей и задач один кадр может отнимать от пары секунд до пары часов.
- Продвижение своей соцсети. Ну никак без этого не обойтись.
- Повышение квалификации. Хочешь-не хочешь, а если не будешь совершенствовать свои навыки, изучать что-то новое, то со временем твой уровень станет неконкурентноспособным.
Как представить время в рублях — я ума не приложу. А ведь не то чтобы клиенты, а порой и домашние не считают это работой.
Понятно, что это крайне усредненный список. В зависимости от специализации, он может быть дополнен еще кучей предметов, вплоть до классического костюма или трекинговой обуви. У меня получилась сумма в 450 000 рублей в год (да, мы не покупаем камеры ежегодно, но мы же помним про амортизацию, верно?).
Но и это же еще не все! Фотограф — живой человек, у него есть банальные физиологические потребности в еде, жилье, одежде. Кроме того, ему хочется отдыхать, общаться с друзьями, у него, возможно, есть семья, дети, а на это все нужны средства.
Кстати, если фотограф за одну съемку (которых три в неделю, вы помните?) «нажмет на кнопочку» хотя бы 200 раз, то для приличного фотоаппарата это будет означать треть ресурса работы затвора в год. Для любительского и того больше. Ну это так, к сведению.